Советская электронная музыка

История советской электронной музыки — это уникальное сочетание технических экспериментов и художественного авангарда.

Пионеры и уникальные инструменты:

  • В 1920-х годах Лев Термен изобрел терменвокс, первый электронный инструмент, способный реагировать на движение рук без физического контакта.
  • В конце 1950-х инженер Евгений Мурзин создал оптический синтезатор «АНС», на котором ноты процарапывались на стеклянных пластинах, покрытых краской. С этим инструментом работали Альфред Шнитке, София Губайдулина и Эдисон Денисов.

Первые ансамбли и популярность:

  • В 1956 году Вячеслав Мещерин основал Ансамбль электромузыкальных инструментов (ЭМИ), исполнявший лёгкий «спейс-эйдж поп».
  • В 1980-е латвийский коллектив «Зодиак» продал альбом Disco Alliance почти 6 миллионов копий. Их космический синтезаторный звук стал предтечей жанра sovietwave.

Электроника в кино:

  • Эдуард Артемьев создал авангардные саундтреки к фильмам Андрея Тарковского — «Солярис» и «Сталкер» — медитативные эмбиент-композиции на «АНС».
  • Александр Зацепин писал более легкую и мелодичную электронику для массового зрителя, например, музыку к мультфильму Тайна третьей планеты, ставшую источником светлой ностальгии для целых поколений.

Sovietwave — ностальгия по несостоявшемуся будущему:

  • Жанр Sovietwave, возникший после распада СССР, построен на эстетике советского прошлого и футуристических мечтах.
  • Музыка часто создается с использованием винтажных советских синтезаторов и отличается меланхоличными, ностальгическими мелодиями.
  • Вдохновение берётся из советских научно-фантастических фильмов (Гостья из будущего, Тайна третьей планеты), детских передач и старой аппаратуры.
  • Вячеслав Завьялов (проект Ким и Буран) отмечал, что его альбом Kosmos For Children (2004) был задуман как саундтрек к неснятому кино, пронизанный «наивным оптимизмом» 1980-х.
  • Яркие представители жанра: харьковский проект Маяк, посвящённый космосу, технологическому прогрессу и быту обычного человека.

Академический авангард и андеграунд:

  • «Хренниковская семёрка» (Елена Фирсова, Дмитрий Смирнов, София Губайдулина и др.) в конце 1970-х столкнулась с критикой Союза композиторов СССР; их новаторские работы почти не исполнялись и не издавались, оставаясь частью андеграунда.
  • Советский синти-поп и DIY: в 1980-е появлялись локальные версии западной электронной музыки. Альбом Банановые острова (1983) Юрия Чернавского и Владимира Матецкого стал одним из первых DIY-электронных альбомов на западной аппаратуре. Группы вроде Биоконструктор создавали локальные версии музыки в духе Depeche Mode, но с характерной советской социальной тематикой.

От mer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *