Оскар Борисович Фельцман — композитор, чья музыка стала неотъемлемой частью звуковой палитры советской эпохи. Выпускник Московской консерватории, блестяще образованный музыкант, он нашел свое призвание в легком жанре, но поднял его на уровень высокого искусства. Его творческий путь — это уникальная история о том, как можно было, оставаясь в рамках официальной эстрады, создавать остроумные, изящные и невероятно популярные хиты. Фельцман был настоящим «рыцарем мелодии». Его произведения отличались безупречным вкусом, тонким чувством юмора и изысканной аранжировкой, часто с джазовыми гармониями.
Он мастерски работал в самых разных жанрах — от лирической баллады и зажигательного танго до дерзкого рок-н-ролла, всегда сохраняя свою узнаваемую композиторскую руку. Творческий путь: От классики к эстраде Музыкальное становление Как и многие его коллеги, Фельцман получил серьезное классическое образование. Его отец, профессиональный пианист, с детства привил ему любовь к музыке. Уже в 9 лет он написал свою первую фортепианную пьесу. Окончив консерваторию по классу композиции, он начал писать музыку для мюзиклов и оперетт, что предопределило его дальнейший путь к массовой песне. Эпоха больших оркестров и первых звезд Расцвет его творчества пришелся на 1950-70-е годы.
Он активно сотрудничал с ведущими поэтами-песенниками: Михаилом Рыбниковым, Наумом Олевом, Ильей Резником, Владимиром Харитоновым. Его песни исполнялись под аккомпанемент грандиозных эстрадных оркестров, таких как Эстрадный оркестр Всесоюзного радио под управлением Вадима Людвиковского, что придавало его музыке особый, «столичный» лоск и размах. Автор хитов для великих исполнителей Фельцман обладал удивительным даром создавать музыку, которая идеально раскрывала тембр и артистическую индивидуальность певца. Его песни становились знаковыми для целой плеяды звезд: · Эдита Пьеха — именно с песни Фельцмана «Огромное небо» (на стихи Р. Рождественского) началась ее всесоюзная слава. Также для нее была написана знаменитая «Белый свет». · Муслим Магомаев — его мощный, бархатный баритон великолепно звучал в таких песнях, как «Черное море мое» и «Песенка о шпаге». · Марк Бернес — в его исполнении песня Фельцмана «Я верю, друзья» (более известная как «Четырнадцать минут до старта») стала неофициальным гимном советских космонавтов. · Иосиф Кобзон — его репертуар также пополнили лиричные композиции Фельцмана. · Владимир Трошин — его исполнение знаменитых «Ландышей» стало одной из визитных карточек композитора. Золотая коллекция: Песни на все времена Наследие Оскара Фельцмана — это десятки шлягеров, которые и сегодня узнаются с первых аккордов.
Среди них: · «Ландыши» — пожалуй, самый знаменитый и скандальный хит Фельцмана. Легкомысленная и очаровательная песенка в исполнении Гелены Великановой подверглась жесткой критике со стороны властей за «безыдейность», но именно это сделало ее культовой среди молодежи и символом «оттепели». · «Огромное небо» — мощная, драматическая баллада о подвиге летчиков, ставшая одной из вершин в творчестве Эдиты Пьехи. · «Черное море мое» — задушевная, проникновенная песня-размышление, блестяще исполненная Муслимом Магомаевым. · «Венок Дуная» — прекрасный пример танцевальной, мелодичной эстрады, популярный в исполнении Эдиты Пьехи и многих других артистов. · «Манжерок» — задорная, курортная песенка, ставшая неофициальным гимном одноименного алтайского курорта. · «Ничего не вижу» — лиричная и элегантная баллада. · «Царица» — песня, демонстрирующая любовь композитора к большим, эффектным вокальным формам. Наследие: Композитор с улыбкой Оскар Фельцман оставил после себя образ композитора-джентльмена, чья музыка была полна света, оптимизма и интеллигентного юмора. Он не боялся быть легким и доступным, но никогда не был примитивным. Его «Ландыши» стали символом свободы и раскрепощения, а его лирические баллады — примером безупречного вкуса. Он доказал, что даже в условиях строгого идеологического контроля можно было создавать искреннюю, солнечную и по-настоящему талантливую музыку, которая объединяла людей.
