Дмитрий Васильевич Григорович (1822–1900), так как это один из ключевых писателей русской литературы XIX века.
Дмитрий Васильевич Григорович — писатель «натуральной школы», один из первых, кто с глубочайшим сочувствием и реализмом показал трагическую жизнь крепостного крестьянства, а также «крёстный отец» Антона Чехова в большой литературе.
Начало пути: Родился в Симбирской губернии. Его отец был русским дворянином, гусаром, а мать — француженкой. До 8 лет он говорил исключительно по-французски. Учился в Главном инженерном училище в Петербурге вместе с Фёдором Достоевским, но, не чувствуя призвания к военной службе, перешёл в Академию художеств.
«Открытие мужика»: Литературную славу Григоровичу принесли его повести «Деревня» (1846) и «Антон-Горемыка» (1847). Это были произведения-фантастические. Впервые в русской литературе жизнь крепостных крестьян была показана не идиллически, а как беспросветная, полная страданий и унижений трагедия.
Он писал с такой болью и сочувствием, что, по словам критиков, «заставил всю Россию плакать над судьбой Антона-Горемыки». Эти повести оказали огромное влияние на общественное мнение и подготовили почву для отмены крепостного права.
Литературная и общественная деятельность: После оглушительного успеха первых повестей он написал роман «Рыбаки», повесть «Гуттаперчевый мальчик» и другие произведения. Он был тесно связан с кругом журнала «Современник», дружил с Некрасовым, Тургеневым, Достоевским. Позже он отошёл от радикальных кругов и много лет служил секретарём Общества поощрения художеств, помогая молодым талантам.
«Крёстный отец» Чехова: Возможно, второй по значимости поступок в жизни Григоровича — это его роль в судьбе Антона Чехова. В 1886 году уже пожилой и всеми уважаемый Григорович прочёл рассказы молодого Антоши Чехонте и был потрясён. Он написал Чехову восторженное письмо, в котором умолял его бросить юмористическую подёнщину и отнестись к своему огромному таланту всерьёз. Это письмо, по признанию самого Чехова, «ударило его как молния» и заставило полностью пересмотреть своё отношение к творчеству.
Связь Григоровича с Россией — это связь гуманиста и просветителя, который взял на себя миссию показать «образованному обществу» ту страшную правду о жизни народа, которую оно предпочитало не замечать.
Голос безгласных: Он стал голосом крепостного крестьянства. До него «мужик» в литературе был либо комическим персонажем, либо условной декорацией. Григорович первым показал его как человека с глубокими чувствами, страдающей душой и трагической судьбой. Он заставил дворянскую Россию посмотреть в зеркало и ужаснуться.
Пробуждение совести: Его главная связь с Россией — это пробуждение общественной совести. Его повести были не просто литературой, а социальным актом, обвинением против крепостничества, которое было сильнее многих политических памфлетов.
Создатель реализма: Он был одним из столпов «натуральной школы» — направления, которое стремилось к максимально правдивому, «физиологическому» изображению жизни. Он ввёл в литературу быт, язык, детали жизни самых низших слоёв общества, расширив тем самым границы русского реализма.
Наставник и хранитель традиций: В конце жизни его связь с Россией проявилась в роли патриарха, который заботится о будущем русской литературы. «Открыв» Чехова, он обеспечил преемственность великой гуманистической традиции, передав эстафету от своего поколения «отцов» новому гению.
Цитата, выражающая его позицию:
Самая знаменитая и важная цитата Григоровича — это не его художественная проза, а строки из того самого исторического письма Антону Чехову, которые идеально отражают его взгляд на талант как на высшую ответственность перед Богом и Россией:
«У Вас настоящий талант, — талант, ставящий Вас далеко в первые ряды писателей нового поколения… Умоляю Вас, бросьте срочную работу.
Знаю, что условия Ваши тяжелы, но пожертвуйте ими для дела вдвое больше, чем теперь. Голодайте, как мы в свое время голодали, холодайте, но сберегите в себе образ Божий — Ваш талант, и умрите на нем, не принося его в жертву ‘удобоваримости'».
Она показывает его прозорливость и веру в будущее русской литературы.
Она утверждает высшую ценность таланта, который нужно беречь как святыню.
Она призывает к бескомпромиссному служению искусству, даже ценой лишений, что было кредо лучших русских писателей XIX века.
