Подземные ворота столицы: 90 лет первой ветке метро

Истоки подземной магистрали
Еще в XIX веке в Москве задумались о подземной железной дороге, но первые проекты остались на бумаге. К реализации приступили лишь в 1930-х, когда трамваи уже не справлялись с пассажиропотоком. В ноябре 1931 года утвердили схему первой линии: от «Сокольников» до «Парка культуры» с ответвлением к «Смоленской».

Трудный старт
Строительство началось у дома №13 на Русаковской улице, где рабочие вручную копали котлован для перегона между «Сокольниками» и «Красносельской». Первые месяцы стали испытанием: не хватало техники, а московские грунты преподносили сюрпризы — плывуны, подземные реки, разломы. Лишь с привлечением шахтеров и проходческих щитов к 1933 году удалось углубиться и начать прокладку тоннелей.

Технологии и инновации
Сложные условия заставили искать нестандартные решения. Например, при строительстве «Красных Ворот» грунт замораживали, чтобы удержать плывуны. Центральные станции («Чистые пруды», «Лубянка», «Охотный Ряд») пришлось заглубить, а вот «Сокольники», «Комсомольская» и «Кропоткинская» остались на малой глубине. В 1934 году по тоннелям прошел первый пробный поезд.

Подземные дворцы
Станции задумывались как архитектурные шедевры. Для отделки везли мрамор и гранит с Урала, Кавказа, из Крыма. Каждая платформа получила уникальный облик: на «Комсомольской» появилось майоликовое панно в честь трудового подвига молодежи, а «Красные Ворота» оформили в стиле неоклассики.

Триумфальное открытие
15 мая 1935 года метро приняло первых пассажиров. В эксплуатацию вошли 13 станций, включая две ветки: основную (от «Сокольников» до «Парка культуры») и Арбатский радиус (до «Смоленской»). Общая протяженность составила 11,2 км.

Эволюция линии

  • 1938 — Арбатскую ветку продлили до «Курской».
  • 1957–1963 — линия дошла до «Спортивной», затем до «Юго-Западной», которая сначала стояла среди полей, а позже стала одной из самых загруженных.
  • 1990 — присоединение «Черкизовской» и «Бульвара Рокоссовского».
  • 2010-е — стремительное развитие: «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево» (200-я станция метро), а в 2019-м — выход в Коммунарку с уникальным совмещенным тоннелем.
  • 2024 — открытие «Потапово», первой отапливаемой наземной станции с панорамным остеклением.

Наследие и перспективы
Сегодня Сокольническая линия протянулась на 40+ км, связывая центр с МГУ, ТиНАО и новыми районами. Ее история — это символ прогресса: от тачек и кирок до автоматизированных систем и смелых инженерных решений. Уже сегодня пассажиры могут совершать пересадку на Троицкую линию — очередное доказательство того, что московское метро не останавливается в развитии.

От mer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *