От замысла к первому полёту
В 1929 году авиаконструктор Роберт Бартини представил в ЦАГИ проект морского ближнего разведчика (МБР). В 1930 году на заводе № 39 под руководством И. В. Четверикова организовали морской отдел ЦКБ, где заместителем стал Георгий Бериев. Бартини также вошёл в команду, но вскоре покинул проект, передав свои наработки Бериеву.
Страна остро нуждалась в гидросамолётах, но авиационный алюминий шёл на тяжёлые бомбардировщики. Бериев переработал проект, сделав корпус деревянным. Первоначально планировалось использовать двигатель М-27, но он не прошёл испытания, и его заменили на менее мощный, но надёжный М-17.
3 мая 1932 года лётчик Б. Л. Бухгольц впервые поднял в небо опытный образец МБР-2 с мотором BMW VI.
Конструкция и особенности
МБР-2 представлял собой двухреданную летающую лодку с высокорасположенным крылом. Форма корпуса обеспечивала устойчивость на воде даже при волнении до 0,7 м. По мнению авиаконструктора В. Б. Шаврова, обводы были идеальны для посадки, но не для разбега — более скруглённое днище улучшило бы характеристики, однако его проще было сделать из металла, а не из дерева.
Хотя самолёт не был амфибией, конструкторы предусмотрели съёмное шасси для выкатки на сушу, а также лыжи для зимней эксплуатации. Основным материалом оставалось дерево, за исключением металлических элементов шасси, каркасов оперения и вооружения.
Испытания и модернизации
В 1933–1934 годах доработанный МБР-2 проходил государственные испытания. Лётчики отмечали его устойчивость, но руль поворота требовал значительных усилий при виражах. Тем не менее, машина уверенно выполняла манёвры с креном до 45°.
В 1935 году появилась модификация МБР-2бис с двигателем М-34НБ, улучшенной аэродинамикой и закрытыми кабинами. Скорость возросла до 275 км/ч, а вооружение усилили пулемётами ШКАС.
Боевое применение
К началу Великой Отечественной войны МБР-2 считался устаревшим, но стал одним из самых массовых гидросамолётов СССР. Он участвовал в трёх войнах:
- Советско-финская война – первые боевые вылеты.
- Великая Отечественная война – ночные бомбардировки, разведка, борьба с подлодками.
- Война с Японией (1945) – удары по портам и аэродромам.
Яркие эпизоды:
- 15 августа 1941 года два МБР-2 ВВС Балтийского флота вступили в бой с немецким Ju-88 и сбили его.
- В 1942 году летающие лодки поддерживали советские войска под Сталинградом.
- 6 сентября 1943 года МБР-2 повредили немецкую подлодку у берегов Кавказа.
Гражданская служба и рекорды
На базе МБР-2 создали пассажирский вариант МП-1, который использовался на черноморских авиалиниях. В 1937–1938 годах лётчица Полина Осипенко установила на нём несколько мировых рекордов, включая высоту 8846 м и беспосадочный перелёт 2416 км.
Наследие
Всего выпустили 1365 МБР-2 различных модификаций. Несмотря на моральное устаревание, эти машины оставались в строю до конца войны. До наших дней сохранился лишь один восстановленный экземпляр — в Музее авиации Северного флота.
МБР-2 стал символом эпохи — простой, надёжный и универсальный гидросамолёт, который прошёл через огонь трёх войн и доказал, что даже устаревшая техника может быть грозным оружием в умелых руках.
