Филимоновская игрушка: глина, краски и душа русского ремесла

Гончарное ремесло в деревне Филимоново Тульской области берет свое начало в XVI веке. Местные земли были малоплодородными, урожаи — скудными, поэтому жители деревни нашли способ выживания в изготовлении глиняной посуды. Остатки глины, которые не годились для крупных изделий, не выбрасывали, а использовали для создания небольших свистулек. Так зародилась знаменитая филимоновская игрушка.

История промысла

Согласно легенде, деревня получила свое название в честь гончара Филимона, который первым обнаружил здесь залежи мягкой глины, пригодной для лепки. На протяжении нескольких веков мужчины деревни занимались изготовлением глиняной посуды, кирпичей и печных труб, а женщины создавали игрушки из остатков материала.

Изначально свистульки дарили детям, но позже их стали продавать на ярмарках. Девочек обучали ремеслу с семи лет: бабушки передавали внучкам секреты обжига и росписи. Деньги, вырученные от продажи игрушек, откладывали на приданое юным мастерицам.

К середине XIX века филимоновские игрушки стали известны далеко за пределами Тульской губернии. Однако после революции промысел начал угасать, и к середине XX века в деревне осталось лишь несколько мастериц. В 1960-х годах они передали свои знания искусствоведам и коллекционерам, а те, в свою очередь, обучили молодых художников. К 1980-м годам искусство филимоновской игрушки было полностью восстановлено.

Виды игрушек

Все филимоновские игрушки — это свистульки, чаще всего изображающие людей и животных. Популярными были фигурки барынь (женщин) и кавалеров (мужчин), а также медведей, лошадей, коров и оленей.

Женские фигурки отличались пышной юбкой-колоколом и головным убором — платком или шляпкой. Мужские персонажи носили фуражки или цилиндры и держали в руках птиц-свистулек. Животные изображались с тонкими вытянутыми телами, длинными шеями и небольшими головами.

Филимоновская игрушка: глина, краски и душа русского ремесла

Технология создания

Для изготовления игрушек использовали синику — мягкую глину синеватого оттенка. Ее добывали зимой, выдерживали в сыром помещении, а затем вымешивали ногами. Готовую глину нарезали на пластины и хранили под влажной тканью.

Игрушки лепили из цельного куска глины, а мелкие трещины заглаживали мокрой рукой, придавая фигуркам плавные формы. После обжига в горне глина приобретала розовато-белый оттенок.

Роспись игрушек начали практиковать только в середине XIX века. Использовали три основных цвета: желтый (символ солнца и воздуха), красный (тепло и красота) и зеленый (весна и жизнь). Краски наносили в строгой последовательности: сначала желтый фон, затем красные узоры и, наконец, зеленые штрихи.

Современность

Сегодня филимоновские игрушки продолжают создавать вручную, но вместо горнов используют электрические печи, а традиционные красители заменили акриловыми красками.

В 2009 году в городе Одоеве, недалеко от Филимоново, открылся единственный в России музей филимоновской игрушки. Его экспозиция включает не только местные изделия, но и работы других народных промыслов. С 2013 года в Одоеве проводится фестиваль гончарного искусства «Сказки деда Филимона», где мастера со всей страны представляют свои работы.

Филимоновская игрушка — это не просто народный промысел, а живая традиция, которая продолжает радовать и вдохновлять новые поколения.

Филимоновская игрушка: глина, краски и душа русского ремесла

От mer

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *