4 марта 1877 года в Большом театре Москвы состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро». Либретто написали Владимир Бегичев и Василий Гельцер, а балетмейстером выступил Вацлав Рейзингер. Однако премьера не имела успеха и была воспринята публикой и критикой холодно, главным образом из-за слабой хореографии.
Спустя восемнадцать лет в Санкт-Петербурге балет в интерпретации хореографов Мариуса Петипа и Александра Иванова произвел фурор. Эта версия стала классической и легла в основу большинства дальнейших постановок, кроме самых модернистских. Основные элементы, такие как хореография белого акта и «чёрный» Pas d’action, стали стандартами в интерпретациях «Лебединого озера».
Петербургская интерпретация не только закрепила традиции, но и оказала значительное влияние на подход современных балетмейстеров к произведениям Чайковского. Свободный пересмотр либретто и репертуарная композиция с внедрением небалетной музыки стали нормой в театральной практике. В результате среди всех существующих редакций «Лебединого озера» вряд ли найдется две с одинаковыми партитурами.