Вячеслав Михайлович Зайцев, знаменитый российский модельер и народный художник России, скончался 30 апреля 2023 года на 86-м году жизни. Это известие было подтверждено Российской академией художеств.
Зайцев появился на свет 2 марта 1938 года в городе Иваново. Он завершил обучение в Ивановском химико-технологическом техникуме с отличием в 1956 году по специальности «художник текстильного рисунка» (сегодня это технический колледж города), а шесть лет спустя окончил Московский текстильный институт по курсу «художник-модельер».
Начало профессиональной карьеры пришлось на период 1962-1965 годов, когда Зайцев занимал должность художественного руководителя Экспериментально-технической швейной фабрики в Москве. Первая его коллекция костюмов для деревенских женщин, наряду с яркими телогрейками, встретила негативную оценку худсовета, но журнал Paris Match из Франции все же опубликовал статью о молодом кутюрье под заголовком «Он диктует свою моду Москве», подчёркивая влияние дизайнера на облик советских дам.
С 1965 по 1971 год Вячеслав Зайцев возглавлял экспериментально-технический цех Общесоюзного дома моделей одежды в центре Москвы. Его работы из цикла «Русская серия» экспонировались за границей в составе междисциплинарных выставок ОДМО до 1968 года. Совместно с другими мастерами он создал универсальные линии одежды для мужчин, женщин и детей, которые были приняты как государствами СССР, так и Советом экономической взаимопомощи.
Последующие годы, вплоть до 1978, Зайцев работал в роли заместителя главного художественного руководителя ОДМО, прежде чем приступить к конструированию индивидуальных заказов на московской фабрике №19 в 1979 году. Показательные костюмы, разработанные им к открытию Олимпиады в Москве в том же десятилетии, останутся знаковыми образами.
В 1982 году ему удалось открыть собственный Дом моды в столице страны и создать первый в стране Театр моды, который удивлял публику уникальными представлениями, сочетавшими дефиле и хореографические постановки. Став во главе Дома моды в 1988 году, он преобразовал его в акционерное общество спустя пять лет и продолжал руководить происходящим до передачи прав управления сыну Егору в 2019 году. Кроме того, в начале девяностых именно Зайцев разрабатывал эскизы новой милицейской формы.
Широко признанный мастер, Зайцев выпустил свыше семидесяти разнообразных коллекций. К наиболее знаменитым из них относятся такие произведения дизайнерского искусства, как «1000-летие крещения Руси» или проникновенная «Грезы». Помимо конструкторского таланта, Вячеслав также увлекался живописью и графикой, где удачно выражал свой артистический темперамент.
Его сценические достижения включают костюмы для более двадцати спектаклей, среди которых «Принцесса Турандот» и адаптация связанных с Чеховым произведений, а также работа над фильмами различной степени известности и созданные блестящие особыми руками модели для поп-звезд советской сцены.
Начиная с 2007 и заканчивая 2009 годом, широкая аудитория знала Зайцева как ведущего телевизионной программы «Модный приговор». Помнится участие Вячеслава Зайцева и в нашем кинематографе — например, в проекте «Корабль двойников», в котором он сыграл роль Волкова.
На пересечении воспитательной и творческой деятельности переступает порог преподаватель карьеры обучения молодых умов будущих модельеров в двух образовательных учреждениях в Москве, включая Российский государственный университет туризма и сервиса.
Автор книг на тему моды, таких как «Такая изменчивая мода», он исследует драматургию отечественной индустрии красоты через личные заметки и свидетельства эпохи.
За годы упорного труда заслуги маэстро отмечены многочисленными наградами: он обладал Почётным званием заслуженного деятеля искусств РСФСР с 1991 года, получив ордена «Знак почёта» и степень IV степени ордена «За заслуги перед Отечеством». Государственная премия повергла большое значение как не менее важному достижению. Было много выдано ему высокой чести быть гражданином-наставником родного города Иваново с 1994-го.
История этого человека удостоена внимания документальных фильмов и литературных произведений, стремящихся запечатлеть незабвенную марку Вячеслава Зайцева в истории модного искусства и культуры в целом.
